Первое - в своем посте ранее я не зря употребил слово "
достаточно". Двигателей для маневрирования может быть и больше, но что того, чтобы на месте сделать поворот в абсолютно любую точку -
достаточно иметь всего по одному на каждую линию координат.
Другой вопрос правда, чем создавать тормозное усилие для противодействия первоначальному движению?
Второе, немного неправильно мы оперируем понятиями. Есть две
раздельные дефиниции: двигатели маневрирования и двигатели ориентации.
Вот то, что мы обсуждаем - это скорее двигатели ориентации.
Не знаю как в Шаттле, но вот я нашел информацию по российскому Бурану:
Двигательная установка маневрирования и ориентации включает два ЖРД маневрирования и 44 ЖРД ориентации (реактивного управления); из них 38 основных и 6 вспомогательных, которые работают на монометилгидразине и четырехокиси азота. Конструктивно двигатели объединены в три двигательные установки: носовую и две кормовые, размещенные в двух боковых гондолах по обе стороны от киля. ЖРД ориентации обеспечивают заданную ориентацию ОК относительно центра масс по трем осям и поступательные перемещения в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, причем основные ЖРД ориентации служат для быстрых разворотов, а вспомогательные - для управления в режиме точной ориентации.
Третье, не забывайте очень важный момент - реактивное усилие толкает тело в противоположную сторону от вектора реактивной струи. Но тут важный момент - что из себя представляет тело?
Говоря проще, я веду к тому, что располагать двигатели на мелких деталях и конечностях (например, кистях) это тупо. По причине того, что двигатель должен толкать весь доспех, а не его отдельную руку или кусок брони на юбке.