Оружие Победы (часть 1) Танк Т-34
История создания танка Т-34
13 октября 1937 г. Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичныи А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.
В ноябре 1937 года инженер М. Кошкин получил должность главного конструктора КБ ХПЗ. Почти одновременно КБ получило задание разработать современный колесно-гусеничный танк с противоснарядной броней и 45-мм пушкой. Верхний предел массы определялся в 15 тонн.
Н.А. Кучеренко, сотрудник КБ Кошкина сообщал: «Наше конструкторское бюро получило задание создать средний танк с колесно-гусеничной ходовой частью. Танк получил обозначение А-20. После постройки прототипа выяснилось, что масса танка на три тонны больше определенной нормы, что сказалось на скорости и маневренности. Мы все были убеждены, что танк такой массы должен быть чисто гусеничным. Только так можно было поднять ходовые качества машины, не жертвуя скоростью. Исключив редуктор для ведущих колес удалось уменьшить массу машины и освободить внутренний объем для других узлов».
Работа над А-20 продолжалась в 1938 году. В то же время разрабатывался проект чисто гусеничного танка А-32 (Т-32). Танк предполагалось оснастить 76,2-мм пушкой. Толщину брони увеличили, все же следя за тем, чтобы масса танка не стала чрезмерной. В августе 1938 года состоялось совещание правительства, посвященное обеим машинам. Председательствовал нарком обороны Ворошилов, присутствовал Сталин. Вскоре обнаружилось, что шансы Т-32 близки к нулю.
Взгляды военных специалистов на новую машину разделились. Многие высказывались в ту пору за создание колесно-гусеничного танка, а Т-32 был выполнен в чисто гусеничном варианте. Тем не менее его конструктор Михаил Ильич Кошкин упорно отстаивал свое детище. Созданый группой Кошкина колесно-гусеничный танк танк А-20, вооруженный 45-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами, имел неплохие характиристики для данного типа танка. Однако поиски усиления броневой защиты требовали дальнейшего увеличения толщины броневых листов, что, естественно, повышало вес танка. В этом случае обойтись одной парой ведущих колес, как на ранее создававшихся легких колесно-гусеничных танках, оказывалось невозможно. Потяжелевший танк не сможет передвигаться — ведущие катки будут пробуксовывать по земле или же с них просто сорвутся резиновые бандажи. Расчеты требовали установки не менее четырех пар катков, что, в свою очередь, усложнило бы конструкцию редукторов и повысило уязвимость ходовой части.
Кошкин поставил под сомнение необходимость применения колесно-гусеничного движителя. Воспользоваться колесным ходом вне дорог не всегда представляется возможным, особенно на снегу, на пашне. Зато, отказавшись от громоздких колесных редукторов, можно использовать высвободившийся вес на увеличение толщины брони, в том числе и на дополнительную защиту ходовой части. Броневой корпус, отметил конструктор, обязательно должен быть противоснарядным — ведь танку предстоит прорывать укрепленные полосы обороны противника.
Силовая установка — только дизельный двигатель! Многие сомневались: стоит ли вводить для танков новый тип двигателя, ведь изменение сорта горючего может создать неудобства в снабжении. Да и все иностранные танки того времени имели карбюраторные двигатели. Сомневающихся убеждали простым способом: на заводском дворе конструктор Николай Алексеевич Кучеренко, ближайший помощник Кошкина, подносил к ведру с бензином зажженный факел — ведро мгновенно вспыхивало. Тот же факел опускали в ведро с дизельным топливом — факел гас. Опыт, строго говоря, не особенно научный, но достаточно наглядный и убедительный.
Кошкин довел толщину броневых листов в лобовой части до 45, а борта — до 40 мм. Усилено бы по и вооружение: пушка Ф-34 калибром 76 мм с высокой начальной скоростью снаряда, специально созданная для танков в конструкторском бюро В. Г. Грабина, и два пулемета. Опять нарушение сложившихся требований: танк средний, а пушка от тяжелого, противоснарядная броня, как у танка непосредственного сопровождения пехоты, скорость и маневренность, как у крейсерского. Вес машины достигал 26,5 т, а скорость 55 км/ч. Появление какого-то универсального танка, сочетающего характеристики разных типов, казалось неоправданным нарушением установившихся норм. Вопрос о новой машине на какое-то время «повис в воздухе». А пока он рассматривался, конструкторы совершенствовали ее.
Совместные испытания обоих машин проводились в июле - августе 1939 г. на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32 (Т-32), имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей.
Испытательная комиссия командования танковых войск предложила внести в конструкцию обоих танков множество изменений, в том числе оснастить машины дизелем В-2. Дальнейшие испытания показали подавляющее превосходство танка Т-32. Опыт боев финской кампании также говорил в пользу Т-32. Мощный двигатель позволил увеличить толщину брони до 45 мм. 19 декабря 1939 года танк Т-32 был принят на вооружение Красной Армии. Вскоре обозначение танка сменили на Т-34.
В феврале и марте 1940 года первые два танка Т-34 совершили марш из Харькова в Москву. Там танки показали высшим руководителям страны. После впечатляющих испытаний на проходимость танки рекомендовали к серийному производству. ХПЗ получил задание переключиться с производства танков БТ-7 на Т-34. Серийный выпуск начался в июле 1940 года. До конца 1940 года удалось выпустить 117 танков этого типа, хотя планы предусматривали выпуск сначала 220 машин, а затем заказ увеличили до 600. Из них 500 следовало построить в Харькове, а остальные 100 - в Сталинграде (на СТЗ).
Изменения в конструкции
Производство танка Т-34 сопрягалось со множеством трудностей. Технологически Т-34 был заметно сложнее прежних машин. В донесении в комитет обороны сообщалось, что переоснащение танковых частей новыми машинами идет «черепашьим шагом». Первые Т-34 были не лишены многих технических недостатков. Тем временем на вооружение приняли легкий танк Т-50.
Неудачи послужили причиной того, что вопрос о танке Т-34 опять подняли в комитете обороны. В результате было предложено радикально переработать конструкцию танка. В новом виде машина получила обозначение Т-34М. Доводочные работы планировалось закончить в течение полутора лет, а тем временем ХПЗ снова приступил бы к выпуску БТ-7. Однако последний пункт одобрения не получил. 5 мая 1945 года решением СНК было выпустить на протяжении 1941 года 2800 танков Т-34, а работы по созданию Т-34М следовало вести параллельно.
Первым изменением, которое следовало внести в конструкцию танка, было оснастить машину 76,2-мм пушкой Ф-34, разработанной в КБ завода № 92 в Горьком в июле 1940 года. С начала 1941 года новая пушка пошла в серию. Поскольку танк Т-34М еще не был готов, в феврале 1941 года Ф-34 появилась на серийных Т-34. Кроме того, нарекания вызывала башня, которая была слишком дорога в производстве. Выпуск литой башни удалось наладить лишь в июне 1941 года. Новая башня состояла из двух половинок, которые отливались по отдельности, а затем сваривались вместе. Литая башня заменила башню прежнего образца, сваренную из прокатанных и прессованных плит. Литая башня отличалась большей толщиной брони, возросшей с 52 до 60 мм.
Таким образом, все новинки, разрабатывавшиеся для Т-34М, внедрялись на Т-34. После нападения Германии на Советский Союз положение резко изменилось. Работы над Т-34М свернули. Теперь задачей КБ стало обеспечить максимальный выпуск Т-34.
Боевой вес танка Т-34 образца 1941 года возрос на 1,7 тонн и составил 28 тонн. Это привело к увеличению удельного давления на грунт до 0,66 кг/см2. Тем не менее, по этому показателю, характеризующему способность танка бороться с бездорожьем, Т-34 превосходил любой зарубежный танк. Проходимость Т-34 заставила немцев пересмотреть принципы своей противотанковой обороны. В одном из рапортов сообщалось: «Превосходная проходимость танка Т-34 требует от нас специальных тактических мер...».
Танк Т-34 образца 1941 года был вооружен 76,2-мм пушкой Ф-34. которая по своим баллистическим характеристикам превосходила короткоствольную Л-11. На дистанции 500 метров снаряд Ф-34 пробивал броню толщиной до 75 мм, в то время как снаряд Л-11 пробивал лишь 66 мм. Обе пушки могли эффективно поражать любые немецкие танки на достаточно больших дистанциях.
Дополнительное вооружение танка состояло из двух 7,62-мм пулеметов ДТ. Немецкая противотанковая оборона не была готова к встрече с Т-34. Это заставило немцев оценить Т-34 как «Лучший и наиболее ценный советский танк. Быстрый, мобильный, хорошо вооруженный и бронированный. Благодаря своему удачному силуэту... необычайно трудный для поражения». С советской точки зрения танк Т-34 полностью оправдал возлагаемые на него надежды, несмотря на присущие ему недостатки. Танкисты возлагали на танк большие надежды. Главным недостатком машины была плохая видимость, на которой заметно сказывалось отсутствие командирской башенки. Другой недостаток заключался в том, что лишь незначительное число танков Т-34 было оснащено радиостанциями. Советские танковые подразделения в бою действовали по принципу «делай как я», то есть все машины повторяли действия командирского танка. В результате гитлеровцам было достаточно сжечь командирскую машину, чтобы все подразделение потеряло боеспособность.
В конструкцию Т-34 в год вносилось до 3,5 тысяч крупных и мелких изменений. До конца 1941 г. были внесены 770 изменений, упрощавших изготовление деталей, полностью отменена 5641 деталь (1265 наименований). Более чем в три раза была снижена трудоемкость обработки броневых деталей. Свои изменения вносил и каждый завод производитель. Таким образом, внешне (а лучше сказать, именно внешне) можно было в ряде случаев отличить танки выпуска различных годов и разных заводов. В отношении Т-34 у нас не принято было как, например, в Германии в то время относить танки разных серий к различным модификациям. В нашей литературе различают танки образцов 1940,1941,1942, 1943 гг. Имеются в виду в данном случае Т-34, вооруженные 76-мм пушкой. Теперь их принято обозначать как Т-34-76. Обратимся к танку образца 1941 г., хотя это чисто условное обозначение. Трудно сказать, когда именно и на каком заводе оформился Т-34 образца 1941 г. Эти машины стали вооружаться пушкой Ф-32 с длиной ствола 31,5 калибров. Перешли к безбалочному креплению передних краев лобовых броневых листов. Теперь они соединялись сварным швом. Изменилась форма бронировки откатных приспособлений пушки.
По аналогии с машинами ранних выпусков стала устанавливаться литая башня, впрочем, сохранившая форму предыдущей - сварной. Изготовление литой башни облегчило производство и позволило увеличить выпуск танков. Изменилась форма люка в крыше башни. Люк механика-водителя получил прямоугольную форму с двумя отдельно стоящими в нем перископическими смотровыми приборами, прикрытыми броневыми заслонками. Водитель мог пользоваться любым из них (второй служил резервным на случай выхода из строя первого). Ширина траков гусеницы была уменьшена с 55 до 50 см и они получили развитую поверхность. В результате улучшились маневренные свойства танка за счет лучшего зацепления гусениц с грунтом. Часть машин стала оснащаться опорными катками без "обрезинки" (резиновых бандажей), с так называемой внутренней амортизацией. Это делалось в целях экономии дефицитной резины, но приводило к быстрому изнашиванию резины внутренней амортизации и усложняло производство. Внутренняя амортизация катков не получила широкого распространения и в дальнейшем лишь периодически применялась на некоторых сериях разных заводов.
Направляющие же катки потеряли обрезинку навсегда, в данном случае экономия оказалась к месту. Боевая масса танка образца 1941 г. возросла. 1942 год принес новые улучшения в конструкции Т-34, направленные на повышение его боевой мощи, маневренности, а также упрощение конструкции. На танке ставились пушки либо Ф-32, либо Ф-34. Последняя длиной ствола 41,3 калибра. Баллистические характеристики Ф-34 были такими же, как и у знаменитой дивизионной пушки ЗИС-3 и пушки ЗИС-5 тяжелого танка КВ. Теперь уже ствол пушки выступал за переднюю часть корпуса. Боекомплект составлял 97 или 100 выстрелов. Для увеличения свободного объема в башне опоры цапф пушки были вынесены вперед за ее лобовую часть. Это и вызвало появление на ней выпуклой наделки. Литая башня получила шестигранную форму. На ее крыше было уже два люка – командира и заряжающего. Введена пятискоростная коробка передач (вместо четырехскоростной), что улучшило тяговые характеристики двигателя. Устанавливались более эффективные воздухоочиститель и всережимный регулятор топливного насоса. Катки употреблялись либо с обрезинкой, либо с внутренней амортизацией, как сплошные, так и облегченные, с ребрами жесткости, к тому же в разных сочетаниях.
Была установлена более мощная радиостанция 9-Р вместо 71-ТК-3, причем она теперь ставилась на всех машинах, а не только на командирских. Еще в конце 1942 г. на ЧКЗ было предложено оснастить Т-34 командирской башенкой, разработанной для экспериментального среднего танка KB-13. Ее стали устанавливать на танках выпуска 1943 г. Неподвижная башенка имела по основанию 5 смотровых щелей со стеклоблоками, а в крыше - перископический прибор наблюдения МК-4. В ней же – люк с крышкой, через который осуществлялась посадка наводчика (его тогда называли командир башни или башнер) и командира. Заряжающий имел свой круглый люк справа от командирской башенки, и тоже получил свой прибор МК-4 в крыше башни. На части танков ставилась новая литая башня более округлых очертаний. В 1943 г. было выпущено несколько сот огнеметных танков ОТ-34. На них вместо лобового пулемета был установлен огнемет АТО-41. Огневыстрел (выброс зажигательной смеси - 60 процентов мазута и 40 процентов керосина) осуществлялся под давлением пороховых газов от сгорания обычного заряда к патрону 45-мм пушки, толкавших поршень в рабочем цилиндре огнемета. Дальность огнеметания достигала 60-65 м. (для специальной смеси - до 90 м.) по 10 л жидкости в каждом выстреле. Емкость резервуара – 100 л. Их хватало на 10 огневыстрелов.
Т-34-85 Лучший средний танк 2-й мировой войны
Необходимость вооружить наши танки более мощным орудием появилась уже на втором году войны. Тогда основные немецкие танки Т-IV были модернизированы и получили длинноствольную 75-мм пушку, а толщина брони в лобовой части корпуса была доведена до 80 мм. В январе 1943 года удалось захватить Т-VIН «Тигр», с 88-мм пушкой и 100-мм броней. В битве на Курском выступе (июль— август 1943 г. ) тридцатьчетверки встретились с грозной троицей: «Тигр», «Пантера», «Элефант». Пробить их лобовую, а зачастую и бортовую броню наши танковые пушки Ф-34 и ЗИС-5 не могли.
В конце августа на танковый завод №112 прибыли нарком В.А. Малышев, начальник ГАБТУ маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. Малышев сказал, что победа в Курской битве досталась слишком дорогой ценой, наши потери составили около 6 тыс, танков и САУ, а противника — 1,5 тыс. Неприятельские танки могли вести огонь по нашим с расстояния 1500 м, наши же 76,2-мм танковые пушки поражали «Тигров» и «Пантер» на дистанции не более 500—600 м только в борт.
«Образно выражаясь, — сказал нарком, — противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку». Аналогичная задача в отношении тяжелых танков КВ была поставлена перед конструкторами ЧКЗ.
Разработка танковых пушек более крупного калибра началась еще в 1940 году в конструкторских бюро В.Г. Грабина и Ф.Ф. Петрова. Летом 1943 года они представили на испытания 85-мм пушки Д-5 и С-53. У пушки Д-5 были определенные преимущества, но ее установка в танке требовала больших переделок. И ее было решено установить под маркой Д-5С в новую самоходную установку СУ-85, разработанную на базе Т-34-76 Уральским заводом тяжелого машиностроения, к выпуску которой приступили в августе 1943 года.
Танк Т-34-85 был поставлен на производство зимой 1943-1944 гг. Он вооружался 85-мм пушкой, установленной в литой башне, первоначально разрабатывавшейся для тяжелого танка КВ-85. База танка почти не изменилась по сравнению с Т-34-76. Увеличенная башня вмещала трех членов экипажа, так что командир наконец был освобожден от посторонних функций и мог полностью сосредоточиться на своих основных обязанностях по руководству действиями экипажа. Широкие гусеницы позволяли машине двигаться по любому грунту, включая раскисшую грязь и снег, допуская действия в условиях, непроходимых для германских танков.
На первых серийных машинах устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т, которую впоследствии заменили пушкой ЗИС-С-53 того же калибра. Ее бронебойный снаряд массой 9,2 кг с расстояния 500 и 1000 метров пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню, а подкалиберный снаряд с расстояния 500 метров пробивал броню толщиной 138-мм. (Толщина брони "Пантеры" равнялась 80 - 110-мм, а "Тигра" - 100-мм.) На крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. На всех машинах устанавливались радиостанция 9РС, прицел ТШ-16, средства постановки дымовых завес. Хотя вследствие установки более мощной пушки и усиления броневой защиты вес танка несколько увеличился, благодаря мощному дизельному двигателю подвижность танка не снизилась. Танк широко использовался во всех сражениях завершающего этапа войны.
В сентябре 1944 года для перевооружения Т-34-85 КБ завода № 92 предложил новое 85-мм орудие повышенной мощности ЗИС-85-ПМ с начальной скоростью бронебойного снаряда 980 м/с. Орудие прошло заводские испытания, но по результатам госиспытаний на Гороховецком полигоне было признано неудачным. Еще одну попытку усилить вооружение Т-34-85 предприняли в 1945 году, когда ЦАКБ разработала модификацию ЗИС-С-53, снабженную одноплоскостным гироскопическим стабилизатором – ЗИС-С-54. Однако в серию эта артсистема не пошла. Тогда же весной 1945 года, все работы по 85-мм танковым орудиям были прекращены за неперспективностью: калибр 100 мм казался более перспективным.
На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная - 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная - 500 л.с. при 1800 об/мин. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Топливо - дизельное, марки ДТ. Емкость топливных баков 545 л. Снаружи, на бортах корпуса устанавливались два топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Подача топлива принудительная, с помощью топливного насоса НК-1.
В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 "тридцатьчетверок", принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.
В 1945 году предприняли попытку вооружить Т-34 100-мм пушкой. Были построены и испытаны несколько образцов Т-34-100. В новой башне поставили пушку Д-10Т. Лобового пулемета не было, что позволило ограничиться четырьмя членами экипажа. Стремясь не увеличивать массу танка (она уже достигла 33 т), конструкторы пошли на некоторое уменьшение толщины брони днища и крыши корпуса и башни. Скорость составила 48 км/ч. Однако работу над Т-34-100 свернули, ввиду окончания разработки нового танка Т-54.
Производство Т-34 прекратилось в 1946 году. В последние годы оно выглядело так: 1944 г. — 14648, 1945 г. — 12551 и 1946 г. — 2701 машин. Всего же в СССР построили более 61 тыс. Т-34.
И после окончания второй мировой тридцатьчетверка долго оставалась на вооружении Советской Армии и армий дружественных стран. Она до сих пор состоит в вооруженных силах Румынии, Кипрской Республики и некоторых африканских стран, республик, образовавшихся на месте бывшей Югославии.
Остававшиеся на службе танки были модернизированы и назывались Т-34-85 образца 1960 года. При этом были внесены изменения в устройство двигателя, получившего обозначение В-34-М 11, установлены два воздухоочистителя с эжекционным отсосом пыли, введен подогреватель в систему охлаждения и смазки двигателя, поставлен более мощный электрогенератор. Механик-водитель для вождения машины ночью получил инфракрасный прибор наблюдения БВН. Радиостанцию 9Р заменили на 10-РТ26Э. И, наконец, на корме установили две дымовые шашки БДШ. Скорость танка достигла 60 км/ч, остальные характеристики остались прежними. В 1969 году танки были еще раз модернизированы: они получили более современные приборы ночного видения и новую радиостанцию Р-123.
Тактико-технические характеристики танка Т-34-76 образца 1940 года
Экипаж: 4 человека
Масса: 26,3 тонны
Вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 образца 1939 года, 76 выстрелов; 2 или 3 7,62-мм пулеметов ДТ, 2898-4725 патронов
Броня (корпус)
Лоб и борта, корма: 45 мм, 40 мм
Крыша: 15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 45 мм,
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34
Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 540 л
Удельная мощность: 19 л.с/т
Длина: 5920 мм
Ширина: 3000 мм
Высота: 2400 мм
Дорожный просвет: 400 мм
Максимальная скорость: 53 км/ч
Запас хода: 400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена: 900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.64 кг/см2
Тактико-технические характеристики танка Т-34-76 образца 1941 года
Экипаж: 4 человека
Масса: 28 тонн
Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 образца-1940 года, 76 выстрелов; 2 7,62-мм пулеметов ДТ, 2898-4725 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта, корма: 60 мм, 40-45 мм, 45 мм
Крыша: 15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 60 мм, 52 мм
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34 Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 540 л
Удельная мощность: 17,8 л.с/т
Длина: 5920/6100 мм
Ширина: 3000 мм
Высота: 2450 мм
Дорожный просвет: 400 мм
Максимальная скорость: 53 км/ч
Запас хода: 400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена: 900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.66 кг/см2
Тактико-технические характеристики танка Т-34-76 образца 1942 года
Экипаж: 4 человека
Масса: 28,5 тонны
Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 образца-1942 года, 100 выстрелов; 2 7,62-мм пулеметов ДТ, 3150-3600 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта, корма: 60 мм, 40-45 мм, 45 мм
Крыша: 15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 60 мм, 52 мм
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34 Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 540 л
Удельная мощность: 17,5 л.с/т
Длина: 5920/6100 мм
Ширина: 3000 мм
Высота: 2450 мм
Дорожный просвет: 400 мм
Максимальная скорость: 53 км/ч
Запас хода: 400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена: 900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.68 кг/см2
Тактико-технические характеристики танка Т-34-76 образца 1943 года
Экипаж: 4 человека
Масса: 30-30,9 тонны
Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 образца-1942 года, 100 выстрелов; 2 7,62-мм пулеметов ДТ, 3150 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта, корма: 60 мм, 40-45 мм, 45 мм
Крыша: 15-20 мм
Днище: 15-20 мм
Броня (башня)
Лоб, борта и корма: 75 мм, 52 мм
Крыша: 16 мм
Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В2/34 Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Мощность: 500 л.с. при 1800 об./мин
Запас топлива: 830-850 л
Удельная мощность: 16,7 л.с/т
Длина: 5920/6070 мм
Ширина: 3000 мм
Высота: 2650 мм
Дорожный просвет: 365-465 мм
Максимальная скорость: 53 км/ч
Запас хода: 400 км
Склон: 35 градусов
Ров: 2500 мм
Стена: 900 мм
Брод: 1220
Удельное давление на грунт: 0.72 кг/см2
Тактико-технические характеристики
среднего танка Т-34/85 обр. 1943 года
Масса в снаряженном состоянии: 32000 кг
Экипаж: 5 чел
Длина: 8100 мм
Ширина: 3000 мм
Высота: 2720 мм
Клиренс: 400 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм
Ширина траков: 550 мм
Удельное давление на грунт: 0,85 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 47 мм/30°
Башня/угол наклона: 75-90 мм/70-80°
Борт/угол наклона: 60 мм/50°
Корма/угол наклона: 47 мм/45°
Крыша: 20 мм
Днище: 21 мм
Вооружение: 85-мм пушка Д-5Т обр. 1943 г, два 7,62-мм пулемета ДТ
Скорость полного оборота башни: примерно 20-22 сек
Углы вертикального наведения : -5° ; +22°
Боекомплект: 56 выстрелов,
1890 патронов
Двигатель:
В-2-34, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 400-500 л.с. при 1800 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 540 л. (+180 л. - доп. баки)
Расход топлива по шоссе на 100 км.: 160 л.
Скорость по шоссе:
55 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности:
40 км/ч.
Запас хода по шоссе:
360 км
Запас ходапо пересеченной местности:
200 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем: 30 град.
Ширина рва: 2,5 м
Высота стенки:
0,73 м
Глубина брода:
1,3 м
http://www.youtube.com/watch?v=wEslzMTl1zY